ПОДЕЛИТЬСЯ

Размышления по поводу утраченного комфорта

Привычка к тому, что создает приподнятое настроение, наиболее устойчивая из того набора различных манер и правил, без которых жизнь человека теряет что-то существенное. Кто не ощущал дискомфорт, когда не находил необходимый предмет в нужное время и в нужном месте? Кому не приходилось радоваться, когда он возвращался в облюбованные места? Кому не выпадала удача найти раритетную вещицу, которой не хватало в коллекции уникальных предметов старины? И так далее. Вариантов хватает.

Это наиболее распространенные, условно говоря, случаи. Но как жаль, что никто не застрахован от менее обнадеживающих событий. Так вот, чтобы не затягивать разговор, вспоминается, как на улице с лихим названием Красноармейская десятилетиями существовал один наиболее популярных центров всеобщего притяжения сочинцев и гостей курорта. Это была обитель для любителей расслабиться в лучшем смысле этого слова. И, казалось бы, обычный пивной бар. Но, во-первых, без разгульного и слишком уж одурманивающего образа жизни. Во-вторых, люди собирались охотно и создавали атмосферу доверительного общения. Приходили с семьями, собирались компании давних друзей, старые и новые знакомые, соседи, коллеги и все те, кто понимал не только толк в добротном и качественном пиве, но и ценил искусство мастеров, поднаторевших в умении создавать в сжатое время кулинарный шедевр в виде копченой курицы. С пивом в запотевшиих графинчиках она проглатывалась в одночасье, заставляя гурманов одобрительно качать головой от удовольствия. Подавались в приснопамятные времена и соленые сухарики, и другие изделия изобретательных сотрудников местного персонала.

Пивбар «Золотой петушок» работал долгие годы при Сочинском пивном заводе. Начал он свою многолетнюю деятельность, сопровождаемую признательностью многочисленных посетителей, 14 июня 1965 года. Это было, обратим внимание, единственное место в СССР, где подавалось (прямо из завода!) пиво не только фильтрованное, но и нефильтрованное. Вид запотевших графинов, наполненных густой и свежей охлажденной жидкостью, впечатлял взоры благодарных посетителей. Репутацию бара успешно поддерживала скрипичная музыка, и это еще одно и очень важное обстоятельство: в баре играл скрипач с замечательной исполнительской техникой и репертуаром, украшенным теми произведениями классической музыки, которые способны привлечь пристальное внимание даже не самых больших знатоков скрипичного искусства. Особым спросом пользовался всемирно известный «Полонез» Огинского, исполнияемый с трогательной напевностью и изумляющей воображение посетителей виртуозностью. Смычок музыканта в белой рубашке и с неизменным гастуком-«бабочкой» поглаживал струны в плавном легато и отрывисто творил ускоренное стокатто, заставляя восхищаться завсегдатаев заведения. Приходили сюда не только пива ради, но и во имя погружения в искусство, без преувеличения, довольно высокой пробы.

В этом отношении «Золотой петушок», уставленный массивными дубовыми столиками и стульями, во многом напоминал одесский бар «Гамбринус» с Сашкой-музыкантом, с подкупающим чувством, описанном Куприным. Главное тут – «Ее Величество Традиция». И потому можно провести немало параллелей – с «пивной Меккой» жителей Праги и гостей этого города под названием «У чаши», где известный персонаж Гашека с грустной надеждой, пропитанной юмором, когда-то договаривался с друзьями о встрече «в шесть часов после войны». Пиво разных сортов, с разными названиями, гуляш по-пражски, кнедлики и соленые орешки. Все это формирует историческую традицию. Именно она, традиция, украшает любой город, сообщая ему нечто важное, формируя ауру неповторимости и самобытности. Создавая особый облик и общегородское настроение. То, что именуется социальным тонусом. И, конечно, вовсе не случайно, что как раз подобные места и становятся центром всеобщего притяжения здешних жителей и гостей города. Многие из них, привыкая к реальности, не вполне догадываются о том, что места, где где они могут угодить себе, потребляя еду и питье, на самом деле становятся еще и оазисом духовности и творческих устремлений, размышлений о прекрасном.

«Золотой петушок» умолк однако. Годы назад его стерли с лица земли по тем известным соображениям, которые господствуют в мире рыночных правил. Они не знают пощады, не считаются с гуманными соображениями, игнорируют традицию и колорит. Это был дом добрый людей, потерявших обитель для души.

Строятся, правда, новые, но ДРУГИЕ места для отдыха. И это уже другая история. Это уже менее сентиментальная сага о новых временах. Она пока не связана с печалью обнаженной пустоты.

Автор — Леван Броладзе
Фото — privetsochi.ru