ПОДЕЛИТЬСЯ

Сочинцы не в первом поколении с теплотой вспоминают этот исчезнувший кинотеатр на Эллинском спуске под названием «Смена». Два кинозала — зимний и летний, удобное расположение в старом центре города — «Бродвее». Трудно сказать, когда он появился. Поговаривали, что раньше в этом помещении находились конюшни. Это был один из первых кинотеатров в Сочи. Есть упоминания о том, что офицеры и солдаты добровольческой армии генерала Деникина смотрели в нем немые фильмы со звездой того времени Верой Холодной.

По неподтвержденным сведениям, в его стенах располагался синематограф со звучным названием «Монплезир», принадлежавший З.А. Григориади. Так, например, некоторые источники утверждают, что до 1909 года это был единственный синематограф в Сочи. Материалы «Кине-журнала» (№19) от 8 октября 1912 года свидетельствуют, что в городе в тот период было всего два известных синематографа «Модерн» и Монплезир». Однако уже в 1913 году «Сочинский листок» (№36) от 11 января упоминает пять городских электро-биографов. Из самых известных — синематографы в Народном доме и «Олимпия». Причем последняя действительно принадлежала упомянутому выше З.А. Григориади. С ее открытием связан забавный случай:

«На экране демонстрировался журнал событий мира. Один из присутствовавших, некто Д., увидел на экране свою супругу с одним молодым человеком, неравнодушным к жене. Это обстоятельство дало Д. повод возбудить процесс о разводе и в виде фактического доказательства измены была приложена лента кинематографа».

Однако точного описания мест и фото сочинского синематографа история не сохранила, известно лишь, что театр «Модерн» находился в городском парке и открылся летом 1908 года. Что касается «Олимпии», ее местонахождение было на перекрестке улиц Мещанской и Пластунской, о чем свидетельствует «Сочинский листок» (№58) от 7 февраля 1913 года, и она вполне могла быть прообразом будущего кинотеатра «Смена». Синема «Монплезир» действительно существовал и, по-видимому, не один. «Сочинский листок» (№27) от 30 декабря 1912 года подтверждает, что в этом синематографе за два дня побывало 2500 зрителей. В 1913 году электро-биограф с этим названием также был открыт в Народном доме, который, по воспоминаниям К.А. Гордона, находился в районе начала нынешней улицы Парковой. На карте ниже он обозначен № 3, где-то возле администрации Сочи.

В 1914 году корреспондент газеты «Медвежонок» Андрон Следопыт назвал Сочи «собачим посадом» после похода в местный иллюзион «Олимпия»:

«У входа в кинематограф творилось что-то невообразимое. Площадь была буквально запружена собаками, поджидавшими своих хозяев. Некоторые дамы подолгу спорили с билетером, не пропускавшим в кинематограф их собак. Исключение делалось только собачкам, которых можно было держать на руках. По окончании сеанса, когда публика высыпала на улицу, я наблюдал трогательные сцены встреч собак со своими хозяевами».

Вот довольно занятное фото начала 20 века — на переднем плане слева здание будущего синематографа и мы видим перед ним довольно большой участок земли. Если учесть, что Эллинский спуск выходил на единственный перекресток улиц Мещанской и Пластунской (Кооперативная и Войкова), то географически все сходится. На двух старых фотографиях видно, что кинотеатр «Смена» перестраивался. Первая, если судить по киноафише, где документальный фильм «По Индонезии» датирован 1955 годом, примерно конца 50-х годов. Количество окон показывает, что летний зал в то время, возможно, еще находился на плоской крыше клуба «Медсантруд», начинавшейся сразу за зданием. На второй — ориентировочно середина 70-х, и видна кинобудка построенного на пустыре нового летнего зала, в который по свидетельству сочинцев, выходили двери выпускавшие зрителей из зимнего зала. Очевидно, что в 1914 году территория перед синематографом оставалась свободной, и он вполне подходит под описание Андроном Следопытом загадочной «Олимпии» З.А. Григориади.

Что касается бойцов добровольческой армии Деникина, смотревших в городе немые фильмы, это события 1919 года. Самый близкий по указанной дате «Кине-журнал» (№3-4) от 29 февраля 

1916 года упоминает лишь два известных в то время кинозала, причем конкуренция между ними была жестокой:

«В Сочи имеется два кинематографа: «Модерн» — Ф.И. Молоко и «Олимпия» — З.А. Григориади. Симпатии зрителей, безусловно, на стороне «Олимпии». Это объясняется тем, что владелец – г. Григориади – строго придерживается раз предпринятого решения давать публике лишь только новую, боевую программу, не считаясь с расходами. У его конкурента – г. Молоко – этого нет. Там зачастую идут рваные фильмы, старые и попорченные, но неизменно с кричащими, «душераздирающими» названиями».

В советские времена, когда лестничный спуск от церкви поменял название на Осоавиахимовский, кинотеатр назывался воинственно — «Юнштурм». Как рассказывают старожилы, его летний зал находился на крыше клуба «Медсантруд» и во время войны там показывали патриотические фильмы. В послевоенные годы кинематограф переименовался в более привычное для курорта название «Прибой». Однако он просуществовал недолго и вскоре кинотеатр получил свое последнее наименование — «Смена». В последствие его основательно реконструировали, пристроив новый летний зал и общественный туалет. По свидетельству коренных сочинцев, «Смена» пользовалась в городе заслуженной популярностью, особенно у подрастающего поколения. Старое здание имело общие перекрытия с «Клубом медработников» и рестораном «Голубой», по которым молодежь того времени бесплатно пробиралась в кино. Старые здания в центре города были снесены в начале 80 годов, и на этом история загадочного синематографа прекратилась.

Фото: sochiprimus.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.